Каждая из игр трилогии S.T.A.L.K.E.R. хороша по-своему, так что постараюсь выделить лучшую игру в той или иной «номинации».
Сюжет
С точки зрения красоты сюжета серия S.T.A.L.K.E.R., как и многие другие серии художественных произведений, являет собой пример последовательной деградации. Сюжет первой части нетривиален, в нём есть фирменные фишки и неожиданные повороты, и он, в конце концов, задаёт сеттинг всей этой вселенной. Есть в нём и очевидные дыры, но это, в принципе, простительно. Сюжет «Чистого неба» попроще, хотя тоже небезынтересен, но добавляет пару крупных дыр из-за особенностей приквела. Наконец, сюжет «Зова Припяти» во всей своей первой половине является скучнейшим переползанием с одной точки локации на другую и начинает худо-бедно развиваться только ближе к концовке, да и то ничего особо стоящего не выдаёт. В итоге, по сюжету однозначно лидирует «Тень Чернобыля».
Персонажи и дополнительные квесты
Что касается персонажей, то тут наблюдается некоторый прогресс от части к части, но он практически номинален – подавляющее большинство персонажей во всех трёх играх, хоть и обладают именами и сюжетной значимостью, на редкость картонны и невнятны. Конечно, и в этом правиле есть исключения, и от игры к игре их становится больше, но всё же персонажей сложно назвать сильной стороной серии S.T.A.L.K.E.R. Побочные квесты в «Тени Чернобыля» были под стать персонажам – типизированные, блёклые, скучные и незапоминающиеся. Ситуация довольно сильно улучшилась в «Чистом небе» и совершила рывок в «Зове Припяти», где действительно интересные побочные квесты, зачастую, с неожиданными поворотами, смотрятся особенно хорошо на фоне убогого сюжета. По совокупности заслуг в этой номинации лидирует «Зов Припяти».
Локации и атмосфера
Дизайн локаций, и всякие мелочи, создающие нужную атмосферу Зоны, всегда были сильной стороной серии S.T.A.L.K.E.R.. Особенно это чувствуется на небольших локациях «Тени Чернобыля» и самобытных, непохожих друг на друга, локациях «Чистого неба». Три огромные локации «Зова Припяти» мне нравятся тоже, но искалеченная атмосфера и обилие жёлто-коричневых тонов в визуальной компоненте низводят эту игру в низ рейтинга S.T.A.L.K.E.R.’ов по атмосферности. В итоге, «Тень Чернобыля» и «Чистое небо» примерно эквивалентны и делят первое место.
Геймплей
Собственно, игровой процесс в трилогии существенно различен. Так, в «Чистом небе» стрелять приходится гораздо больше, чем в «Тени Чернобыля» и «Зове Припяти» вместе взятых. В то же время, и без того доходяжный баланс «экономической системы» в игре становился хуже с каждой новой попыткой. Частичной компенсацией этой неприятности является развитие РПГ-компоненты, открытости мира и «самостоятельности» мобов, которые достигают максимума в «Зове Припяти». С другой стороны, идея с архианомалиями и еретический баланс убивают напрочь интерес бродить по локациям в поисках артфеактов. В общем, тут мне сложно вынести вердикт, но, наверное, с минимальным перевесом над «Тенью Чернобыля», отдам предпочтение «Зову Припяти».
Итог
В конечном итоге, я, наверное, сочту лучшей игрой серии «Тень Чернобыля». Ведь хороший шутер, крутую графику или продуманную РПГ-компоненту я смогу найти и в других играх, а вот уникальная атмосфера Зоны и занимательная история главного героя лучше всего удались, ИМХО, именно в первой части.