Сегодня я посмотрел, пожалуй, один из самых сильных фильмов на социально-значимую тематику, что попадались мне на глаза в последние годы. Это фильм немецкого режиссёра Давида Внендта «Он снова здесь» 2015 года. Заявленный как комедия, этот фильм несёт в себе несколько простых, но пугающе-жизненных идей, знакомство с которыми в таком формате может оказаться интересным для многих.
Завязка фильма типична для плоской комедии – в Берлине наших дней внезапно оказывается Адольф Гитлер из 1945 года и пытается адаптироваться к современной жизни. Время от времени проскакивают типичные для комедий такого уровня гэги, но они встроены в фильм явно только для того, чтобы отвлекать зрителей от совсем уж мрачных раздумий. И чем дальше развивается сюжет фильма, тем больше усиливается мрачная сосредоточенность, тем более инородными кажутся шутки, пусть они и по-прежнему вызывают улыбку. Концовка же фильма действительно сильная, заставляющая оставить мысль об улыбке и поглубже задуматься о смысле всего происходящего.
Создателям фильма удалось невозможное – сделать из Гитлера положительного персонажа. Я искренне сопереживал ему (разумеется, это не является пропагандой и т.д., Роскомнадзор, уходи!), хоть и понимал всю гротескность ситуации. Фильм, снятый немцами, в первую очередь, для немцев, думаю, будет полезно посмотреть любому, для кого память о кровавом хаосе периода мировых войн – не только пустой звук и разноцветные ленточки на машинах. Как человеку, неплохо знакомому с историей и социально-политическими законами, что управляют обществом, никакие идеи этого фильма не были для меня новыми. Но подача, яркость, резкость и очерченность этих простых, в общем-то, мыслей делают эту картину действительно выдающейся.
В общем, всем, в минимальной степени интересующимся социально-политической стороной общества, современными общественными проблемами или феноменом национал-социализма, всячески рекомендую в преддверии Дня Победы посмотреть ленту «Он снова здесь».